Контакты

127994
г. Москва, ул. Петровка, 22

Телефон: (495) 957-03-37
Факс: (495) 621-63-79

E-mail: svyatenko@duma.mos.ru d03@duma.mos.ru
Качество жизни человека в законодательной деятельности Московской городской Думы
   
   Социальная направленность традиционно является сильной стороной законодательства Москвы. 
   В настоящее время разрабатывается законопроект о государственной социальной помощи жителям Москвы, который станет еще одним важным элементом городского социального законодательства, поскольку именно в нем будет дано понятие малоимущей семьи и предусмотрена система социальных контрактов для получателя государственных социальных пособий, социальной помощи.   Смысл введения социальных контрактов состоит в том, чтобы сделать поддержку действительно адресной, исключив возможность социального иждивенчества. Планируется также осуществлять на постоянной основе мониторинг всех аспектов социальной поддержки, включая вопросы качества жизни населения и оценки населением деятельности государственных органов и учреждений.
   Сейчас на территории города приняты и действуют правовые акты, направленные на решение проблем инвалидов: Закон города Москвы от 17 января 2001 года № 3 «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур города Москвы»; Комплексная целевая программа «Социальная интеграция инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности города Москвы»; рассматривается Стратегия повышения качества жизни инвалидов до 2020 года.

    Однако проводимый анализ показал, что в подходе к решению этого вопроса не хватает комплексности и системности. Так, по оценкам специалистов, часть объектов, оборудованных пандусами, дорожками и другими специальными средствами, не пригодна для использования инвалидами и другими маломобильными жителями города Москвы. 
  Проблема приспособления инфраструктуры города для нужд инвалидов и маломобильных граждан касается всех строящихся и реконструируемых объектов в Москве. 
   В настоящее время строительство школ, ФОКов и детских дошкольных учреждений ведется по ранее разработанным типовым проектам, в которых мероприятия по обеспечению доступности для инвалидов были предусмотрены не в полном объеме. Такая же ситуация с крупнопанельными домами типовых серий. Так, для инвалидов по слуху и зрению, граждан с нарушениями опорно-двигательного аппарата не предусмотрены рельефные напольные указатели, установка звуковых маяков на дверях, клавиши со шрифтом Брайля в лифтах, предупреждающие знаки и звуковые устройства, поручни в лифтах, хотя постепенно работа эта уже ведется.
   Проведенный в городе опрос жителей Москвы по вопросу доступности городской среды для инвалидов показал, что 84,5% опрошенных негативно оценивают ее доступность. При этом городскую среду считают хорошо приспособленной всего 1,6% опрошенных.
   Все это свидетельствует о необходимости более тесного взаимодействия органов власти с теми лицами, на поддержку которых направлены принимаемые городом меры. Общественные организации инвалидов имеют право на информацию о степени доступности объектов инфраструктур города для инвалидов и всех мероприятиях, изменяющих степень доступности, но их включение в состав комиссий по приемке в эксплуатацию зданий и сооружений производиться только при необходимости. 
   Возможно необходимо создать экспертные советы из представителей обществ инвалидов при префектурах и управах с привлечением представителей органов местного самоуправления, законодательно закрепив их статус и права.
В 2010 году в Москве продолжилось проведение мероприятий по приспособлению городской среды к нуждам инвалидов. Такая цель поставлена в Стратегии повышения качества жизни инвалидов на период до 2020 года. Там же определен перечень объектов, которые будут построены в 2010-2011 годах с учетом потребностей инвалидов. Кроме того, Правительство Москвы выделило дополнительно еще 4 млрд. рублей на пролонгацию программы Года равных возможностей в 2010 году.
   Другой важной составляющей процесса социальной интеграции инвалидов, имеющей большее значение для их реабилитации, является вовлечение данной категории граждан в активную социальную жизнедеятельность.
Как одно из направлений социальной интеграции инвалидов в городе Москве можно рассматривать и законодательное закрепление прав и гарантий лиц с ограниченными возможностями здоровья, определение условий, порядка и механизмов реализации ими конституционного права на образование.
   По оценкам специалистов, в настоящее время городская система образования не может быть признана полностью приспособленной для полноценного включения лиц с ограниченными возможностями, инвалидов в процесс обучения с последующей социальной интеграцией. 
   В Москве сегодня проживает около 26 тыс. детей-инвалидов в возрасте от 0 до 18 лет (данные Департамента социальной защиты населения города Москвы). Из них 74% обучаются в 304 коррекционных образовательных учреждениях города, остальные получают образование, реабилитацию в системе социальной защиты и здравоохранения. Более 50 тыс. детей с ограниченными возможностями здоровья обучаются и воспитываются в различных образовательных учреждениях города, из них 19 тыс. детей имеют статус инвалида. Если раньше обучение таких детей осуществлялось в специализированных учреждениях или на дому, то сейчас 49% (более 9 тысяч) посещают общеобразовательные учреждения и лишь 35% обучаются в специализированных коррекционных учреждениях. Еще 5% овладевают специальностями в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования, а 11% посещают дошкольные образовательные учреждения.
   При этом дети с нарушением опорно-двигательного аппарата, обучение которых часто не требует модификации образовательного процесса, вынуждены обучаться на дому в изоляции от своих сверстников, в том числе и по причине неприспособленности зданий школ для обучения таких детей.
   Закон города Москвы от 10 марта 2004 года № 14 «Об общем образовании в городе Москве» в соответствии с федеральным законодательством гарантирует равные возможности получения общего образования в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований для всех детей, в том числе детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, а также других категорий детей, для которых требуется создание особых условий реализации ими права на образование. 
Частично вопросы образования лиц с ограниченными возможностями здоровья урегулированы также законами города Москвы от 20 июня 2001 года № 25 «О развитии образования в городе Москве» и от 29 июня 2005 года № 32 «О начальном и среднем профессиональном образовании в городе Москве»
   Однако формирование реабилитационного пространства для детей-инвалидов на современном этапе невозможно без изменения принципиальных подходов к созданию доступной среды их жизнедеятельности, специальных условий, которые позволят детям-инвалидам вести независимый образ жизни и изменить качество их жизни.
   В целях реализации прав таких лиц принят Закон города Москвы от 28 апреля 2010 года № 16 «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве». 
   В Законе систематизированы выполняющиеся в рамках отдельных проектов и программ мероприятия по интеграции, социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья. Закреплен перечень мер государственной поддержки лиц с ограниченными возможностями здоровья, определен порядок организации их обучения и воспитания не только в специальных коррекционных образовательных учреждениях, на дому, в условиях лечебно-профилактических учреждений и стационарных учреждений социального обслуживания, а практически в любом избранном образовательном учреждении. Определены особенности приема в образовательные учреждения данной категории лиц, их перевод и отчисление, проведение итоговой аттестации; особенности финансирования образовательных учреждений, в которых обучаются лица с ограниченными возможностями здоровья. 
   Тем не менее именно вопросы, связанные с образованием лиц с ограниченными возможностями здоровья, требуют принятия федеральных законов либо внесения изменений в уже действующие.
   До настоящего времени отсутствует нормативная и методическая база организации и проведения ЕГЭ для лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата и зрения, что фактически ставит их в неравное положение с другими абитуриентами; не разработана нормативная база образовательно-реабилитационной деятельности вузов и колледжей, отсутствует ее бюджетная и кадровая поддержка. Более того, в Федеральном законе от 22 августа 1996 года № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» о лицах с ограниченными возможностями здоровья вообще не упоминается, что свидетельствует о необходимости дополнения этого закона соответствующими нормами.
   Требует решения и проблема, связанная с тем, что детям-инвалидам, достигшим возраста 23 лет, снижается объем социальной поддержки. В Москве в соответствии с действующим законодательством лицам данной категории оказывается различная помощь, в том числе и в трудоустройстве инвалидов путем квотирования рабочих мест. 
Но социальная интеграция инвалидов не может ограничиваться только организацией их обучения, созданием условий для трудоустройства. Необходимо вовлекать людей с ограниченными возможностями, в том числе и пожилых людей, в различные сферы социальной активности: проводить спортивные соревнования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями, создавать при органах социальной защиты интернет-клубы для пожилых людей, различные клубы по интересам. 
   Позитивно показала себя практика привлечения молодежи через различные общественные организации к помощи и поддержке пожилых людей, людей с ограниченными возможностями здоровья. Но процесс должен быть обоюдным, что крайне важно и для патриотического воспитания, и для профилактики социального сиротства. Однако для этого необходима достаточная правовая база, например, закон города Москвы о мерах по социальной адаптации и социальной интеграции инвалидов и лиц с ограниченными возможностями.
   Подобная работа должна стать одним из основных направлений не только политики поддержки инвалидов и лиц с ограниченными возможностями, но и молодежной политики, о необходимости и важности которой последнее время говорится все чаще. Безусловно, московские законодатели не оставляют без внимания проблемы и потребности молодых людей. В Москве действует около 13 законов, регулирующих правоотношения в сфере городской молодежной политики, основным из которых является Закон города Москвы от 30 сентября 2009 года № 39 «О молодежи». 
   На федеральном и региональном уровнях реализуется ряд различных проектов, таких как «Российская молодежная информационная сеть», «Новый взгляд», «Доброволец России», «Карьера», «Молодая семья» и т.д.
   В Москве создана целая система организаций, деятельность которых направлена на выявление социально активной молодежи.
   Однако, как показывает практика, таких молодых людей крайне мало. 
В большинстве случаев подростки не имеют четких приоритетов даже в выборе будущей профессии. Законодательно необходимо закрепить такие нормы, которые позволили бы сформировать прозрачную, открытую систему информирования граждан об образовательных услугах, обеспечивающую полноту, доступность, своевременное обновление, достоверность информации.
   Такие нормы должны способствовать развитию системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения, в том числе профессиональной ориентации школьников, повышению их мотивации к трудовой деятельности по профессиям, специальностям, востребованным на рынке труда. 
   В определенной степени вопросы информирования населения о спектре услуг в сфере образования позволит решить Федеральный закон от 8 ноября 2010 года № 293-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием контрольно-надзорных функций и оптимизацией предоставления государственных услуг в сфере образования», закрепивший обязанность образовательных учреждений предоставлять полную, достоверную и актуальную информацию о себе и предоставляемых образовательных услугах путем создания и ведения официального сайта в сети Интернет и размещения на нем установленного перечня сведений.
   Существующая система и проводимая молодежная политика фактически игнорируют молодых людей, не отличающихся активностью, не направлены на работу с ними, их адаптацию к самостоятельной жизни и социальную интеграцию. При этом основная часть семей в городе Москве в силу последних социально-экономических перемен не в состоянии сделать это своими силами. Для решения данной проблемы необходима системная государственная поддержка, определение понятных, доступных целей.
   Основные направления государственной молодежной политики были определены в 1993 году. За прошедшие 17 лет произошло множество изменений в стране, в том числе и в законодательстве - принята новая Конституция РФ, а направления молодежной политики не перестали носить общий, зачастую декларативный характер. 
   Специальный федеральный закон о молодежи определил бы цель федеральной молодежной политики, которую необходимо сформулировать как поддержку молодых граждан страны в достижении самостоятельного уровня существования и благополучия, формирования у них социально активной позиции, развития патриотизма.
   Одним из направлений в воспитании и поддержке молодежи могло бы стать активное развитие добровольческого или волонтерского движения. 
   Целесообразно было бы рассматривать и социальную интеграцию, адаптацию инвалидов и других лиц с ограниченными возможностями как важную составляющую закона о добровольческой деятельности (волонтерстве) в городе Москве. 
   Закон города Москвы от 12 июля 2006 года № 38 «О взаимодействии органов государственной власти города Москвы с негосударственными некоммерческими организациями» определил формы такого взаимодействия, однако права добровольцев и меры поддержки добровольческой деятельности со стороны органов государственной власти не урегулировал.
   Еще одним важным направлением молодежной и социальной политики должны стать меры, направленные на борьбу с социальным сиротством. В настоящее время действует постановление Правительства Москвы от 18 ноября 2008 года № 1061-ПП «О Комплексе мер по преодолению социального сиротства в городе Москве на 2009-2011 гг.».
Закон города Москвы от 14 апреля 2010 года № 12 «Об организации опеки, попечительства и патронажа в городе Москве» направлен на сокращение числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в соответствующих специальных учреждениях. Преимуществом этого Закона города Москвы, безусловно, можно считать сохранение такой формы семейного устройства, как патронат.
   Поскольку такая форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семью имеет многолетний положительный опыт, реализация полномочий, предоставленных субъекту РФ в данной области федеральным законодательством, будет способствовать развитию семейного воспитания и благоприятно скажется на организации воспитания и адаптации к жизни указанной категории детей. Введение же Законом города Москвы № 12 такой формы работы с неблагополучными семьями, как социальный патронат, который устанавливается над детьми, нуждающимися в помощи государства, может способствовать снижению числа социальных сирот.
  Для борьбы с социальным сиротством также целесообразно было бы привлечение волонтеров, которые могли бы проводить мероприятия по вовлечению проблемных детей по месту их жительства в различные секции в рамках мероприятий по пропаганде здорового образа жизни.
   Формирование стремления к здоровому образу жизни, воспитание здорового, физически крепкого поколения, а также подготовка спортсменов для выступления на крупных международных соревнованиях - еще одна задача, стоящая перед городом. Решить ее возможно лишь при проведении соответствующей политики, подкрепленной законодательством, проработанным, охватывающим все стороны правоотношений в данной области.
   Закон города Москвы от 15 июля 2009 года № 27 «О физической культуре и спорте в городе Москве» отражает специфику организации физкультурно-спортивной деятельности в городе Москве. Законом предусмотрено ведение городского реестра физкультурно-спортивных организаций, создание городских спортивных федераций, утверждение единого календарного плана физкультурных и спортивных мероприятий города Москвы, определен комплекс мер государственной поддержки в области физической культуры и спорта. Он гарантирует полное медицинское страхование спортсменов, обучающихся в образовательных учреждениях, в период их участия в спортивных соревнованиях, учебно-тренировочных сборах и иных мероприятиях по подготовке к спортивным соревнованиям, проводимых в рамках учебно-тренировочного процесса, а также спортсменов и тренеров, входящих в состав спортивных сборных команд города Москвы, в период их участия в официальных спортивных соревнованиях, учебно-тренировочных сборах и иных мероприятиях по подготовке к официальным спортивным соревнованиям.
   Действие Закона направлено на развитие не только олимпийского, но и массового спорта в городе Москве, прежде всего на развитие и пропаганду физической культуры и спорта среди подростков, студентов, популяризацию здорового образа жизни. 
 

 
Поделиться: