Контакты

127994
г. Москва, ул. Петровка, 22

Телефон: (495) 957-03-37
Факс: (495) 621-63-79

E-mail: svyatenko@duma.mos.ru d03@duma.mos.ru
Патронатное воспитание

Новые реалии развития современного гражданского общества таковы, что в большинстве экономически развитых государств уже почти не осталось детских домов, приютов и интернатов. Все больше людей стремится дать детям семейное тепло и любовь. Но не для кого не секрет, что не каждый решится взять и усыновить ребенка. Поэтому в Москве сегодня активно развивается система патронатного воспитания.
О том, что это за форма воспитания мы решили поговорить с депутатом Московской городской Думы, председателем Общественного совета при префекте ЦАО Инной Святенко.

 

 

Инна Юрьевна, здравствуйте. Так что же это за интересное словосочетание патронатное воспитание и что за ним скрывается?

Если быть краткой, то это форма семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регламентируемая договором о патронатном воспитании на определенный срок.
Патронатное воспитание устанавливается в случаях, когда не могут быть применены иные формы устройства детей в семью, таких, например, как усыновление, опека, попечительство, приемная семья. Этот договор о патронатном воспитании предусматривает условия содержания, воспитания и образования ребенка, меры по защите его прав и законных интересов, права и обязанности сторон. Договор действует не менее трех месяцев и не более одного года с возможностью пролонгации, если это соответствует интересам ребенка. Патронатный воспитатель на это время становится полноправным родителем и обладает всеми правами и обязанностями опекуна. На патронатного воспитателя возлагается ответственность за жизнь и здоровье ребенка, обеспечение условий для комфортного проживания и обучения детишек.


Скажите, а содержание детей полностью обеспечивает патронатный воспитатель?


Нет, ни в коем случае, государство и Правительство Москвы выделяет финансирование на содержание детей. На сегодняшний день это 12000 рублей в месяц на одного ребенка. Но это не означает, что воспитатель тратит средства как ему вздумается. Он ведет учет расходов денежных средств, выделяемых на содержание ребенка, и отчитывается в письменной форме один раз в три месяца перед органами опеки и попечительства. Кроме того, дети ежегодно обеспечиваются путевками для отдыха, приобретаемыми за счет средств бюджета города Москва.

Что обеспечивает качество патронатного воспитания?

Безусловно, для выполнения всех своих обязанностей патронатному воспитателю требуется квалифицированная помощь – сопровождение. Сопровождение семей, принявших ребенка или детей на воспитание, предполагает оказание ей профессиональной консультативной, юридической, психологической, педагогической, медицинской, социальной помощи.
Сопровождение осуществляет уполномоченный орган в сфере опеки, попечительства и патронажа, расположенный по месту жительства семьи, на основании договора о сопровождении семьи.

А вы можете привести более конкретные примеры того, как реализуется патронатное воспитание, например, в Центральном округе Москвы?

Да, конечно. Например, на территории ЦАО уже не первый год работает государственное образовательное учреждение Детский дом № 19 «Центр патронатного воспитания» Департамента семейной и молодежной политики г. Москвы. В него входит ряд служб, в частности служба по организации патронатного воспитания. Ее основными задачами являются оказание профессиональной консультативной, юридической, психологической, педагогической, медицинской, социальной помощи детям, оказавшимся без родительской заботы, дальнейшее их жизнеустройство, преимущественно в патронатные семьи.
В процессе подготовки ребенка к переходу в патронатную семью активное участие принимают педагоги-психологи, логопеды-дефектологи, педагоги дополнительного образования, медицинские работники и социальные педагоги. Они же оказывают профессиональную помощь в подборе ребенку семьи, отвечающей его потребностям в развитии.
Если патронатный воспитатель выбрал «Центр патронатного воспитания» как уполномоченную организацию по сопровождению, то после перехода ребенка в патронатную семью детям оказывается медико-психолого-педагогическая, социально-педагогическая, консультативная помощь теми же специалистами, которые готовили его к переходу в эту семью. В рамках сопровождения проводится мониторинг развития ребенка. Это комплексное обследование и консультирование со всеми необходимыми специалистами и сотрудниками «Центра патронатного воспитания» относительно состояния развития ребенка, в сроки, индивидуально определяемые для каждого.
Мониторинг проводится следующим образом. Ребенок проходит обследование специалистами Центра. Детский психолог диагностирует ребенка, отмечает динамику в развитии. Логопед-дефектолог проводит с ним ряд занятий на выявление уровня мотиваций к учебе, готовности к школе, диагностирует уровень развития познавательной и речевой сферы, знания и представления об окружающем мире. Врач проводит осмотр ребенка. Социальный педагог посещает семью, выявляет потребности семьи и ребенка, организует встречи со специалистами Центра.
Кроме того, работа социального педагога заключается в оказании юридической и социальной помощи по защите прав ребенка, проведении социально-педагогической работы. Он также содействует сбору необходимой информации для определения правового статуса ребенка, места жительства его родителей, места его учебы. Социальные педагоги поддерживают постоянный контакт с ребенком, регулярно посещая семьи. Детей, воспитывающихся в патронатных семьях, сопровождают как социальные педагоги, так и психологи.
По итогам мониторинга составляется Заключение о состоянии развития ребенка и на заседании Консилиума специалистов, куда обязательно приглашается патронатный воспитатель, оно обсуждается всеми его участниками.

Инна Юрьевна, скажите, пожалуйста, а что дает патронатное воспитание непостредственно детям?

В первую очередь оно дает ребенку семью, тепло и заботу, в которых он так нуждаются.
Такая форма семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как патронатное воспитание - позволяет устроить в семьи практически всех детей, которые не могут по тем или иным причинам проживать с родителями и на тот срок, который необходим ребенку.
Как показывает опыт «Центра патронатного воспитания» у детей, помещенных на патронатное воспитание, отмечается резкий скачёк в развитии интеллекта, улучшение здоровья, физического развития, увеличение словарного запаса и улучшение речи; повышается мотивация к учебе, растет уверенность в себе, своих силах и своем будущем. А это - залог его успешной социальной адаптации в обществе в его дальнейшей жизни.

 

 
Поделиться: